ВЕЩЬ КАК КОНСТРУИРУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЭТИКИ ФЭНТЕЗИ

  • Е.А. Нестерова
Ключевые слова: образ мира, модель мира, вещь, фэнтези, поэтика фэнтези, жанровые критерии, методология, мифология, миромоделирующая функция

Аннотация

Статья обращается к комплексу актуальных тем литературоведения, таких как поэтика фэнтези и анализ образа мира в произведениях фэнтези. Фэнтези является одной из наибо­лее востребованных читателем литературных форм. Однако перед литературоведением сто­ит множество нерешенных вопросов: является ли фэнтези жанром? Каковы основные жан­ровые критерии фэнтези? Какая методология будет эффективна при анализе произведений фэнтези? Специфика фэнтези состоит в особом отношении к вторичному миру: создание об­раза мира, отличного от привычной действительности - ведущая черта фэнтези. В произве­дениях фэнтези создается модель мира и образ мира. Фэнтези наследует мифологии во мно­гих аспектах, в том числе в наделении элементов произведения миромоделирующей функ­цией, типичной для мифа. Вещи выполняют наиболее глобальную миромоделирующую за­дачу в произведении, выступая аналогом мира, микрокосмом. Это проявляется, например, в глубокой связи судьбы мира с судьбой конкретных вещей. В данном исследовании как один из жанровых критериев фэнтези предложено рассматривать вещные образы. Анализируют­ся три цикла произведений: «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэррола; «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса; серия романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере. На примере функционирования вещей в данных циклах показано, что первые два произведе­ния существенно отличаются от циклов Льюиса и Роулинг. В «Хрониках Нарнии» и романах о Гарри Поттере присутствуют центральные вещные образы, обладающие миромоделирую-щей функцией, в то время как в произведениях Л. Кэррола вещи выполняют традиционную сказочную функцию волшебных помощников.

Биография автора

Е.А. Нестерова

Нестерова Евдокия Антоновна, преподаватель Российская академия службы

Опубликован
2018-01-31
Раздел
Зарубежная литература