МОДЕЛЬ ИНТЕГРАТИВНОГО ОПИСАНИЯ СЛОВА-ОБРАЗА

  • Е.В. Устьянцева
Ключевые слова: слово-образ, лексикографическое портретирование, стереотипный образ, лексикографическое описание, словарная статья, лингвистическая модель, интегра- тивное описание

Аннотация

Современная лингвистика все больше стремится стать объяснительной, т. е. объясняющей функционирование языка как средства «овнешнения» мышления и доступа к сознанию человека, рассматривая речевую деятельность как специфический когнитивный процесс. Соглашаясь с точкой зрения Е. С. Кубряковой, признающей, что через слово можно выйти «к разнообразным структурам знаний, причем как к вербализованным, так и невербализованным» [Кубрякова, 2004, с. 389], предлагаем в данной статье модель интегративного описания слова-образа с опорой на интегральный подход к значению слова (сторонники концепции – А. И. Смирниц-
кий, Д. П. Горский, Л. Я. Резников, Т. П. Ломтев, А. А. Леонтьев, А. А. Залевская, О. С. Ахманова, Л. С. Выготский, М. Я. Розенфельд, И. А. Стернин и др.), методику лексикографического описания стереотипных образов (В. В. Красных), а также практику в области лексикографического портретирования (Ю. Д. Апресян).
Под словом-образом в статье понимается условная единица, отражающая национальнокультурные представления о предмете или явлении единством звуко-графического выражения и смысловой универсалии, существующей в сознании носителей языка в виде образа фрагмента действительности. Модель интегративного описания слова-образа представляет комплексное описание каждого лексико-семантического варианта (ЛСВ) слова в достаточно широком кругу лингвистических правил, включая этимологические, семантические, морфологические, сочетаемостные, фразеологические, в совокупности с лингвокультурологической информацией о стереотипных образах, обозначаемых данными ЛСВ слова.

Биография автора

Е.В. Устьянцева

Устьянцева Елена Викторвона – старший преподаватель кафедры общего языкознания, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Опубликован
2020-03-02