ОТЧЕТЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЭКСПЕДИЦИЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИМПЕРСКОГО ПРОСТРАНСТВА

  • Татьяна Загидулина
  • Елизавета Новикова
Ключевые слова: Ментальная география, классицизм, колонизация, травелог, литература путешествий.

Аннотация

В статье рассматривается проблема конструирования имперского пространства в России второй половины XVIII в. посредством создания отчетов Академических экспедиций. Речь
идет о ментальной географии, представлениях о себе и Другом, центре и периферии, колониях и метрополии.

Целью данного исследования является анализ ситуации построения имперского пространства посредством текста научного исследования.Данной проблематике посвящено немало как отечественных, так и зарубежных исследований. Это работы Э. Саида, М. Бассина, Т. Роболи, Ю. Слезкина, А. Эткинда.
Подход к анализу инструментария формирования имперской ментальной карты носит междисциплинарный характер. В работе используется структурно-типологический метод, также мы опираемся на постструктуралистские исследования (М. Фуко).

Исследование выполнено на материале отчетов об Академических экспедициях П. Палласа, И. Лепехина, Н. Озерецковского.
На основании произведенного анализа можно сделать вывод, что отчеты становятся важным звеном конструирования нового имперского пространства, именно в них выявляются идеологически важные оппозиции – «центр – периферия», «свой – чужой», «колония – метрополия». Документальный характер текстов позволяет сохранять максимальную объективность в оценке представленных в них репрезентаций.

Биографии авторов

Татьяна Загидулина

Загидулина Татьяна Андреевна – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики начального образования, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Елизавета Новикова

Новикова Елизавета Олеговна – аспирант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2021-03-02
Раздел
Литературоведение