КЛИКБЕЙТНЫЕ ЗАГОЛОВКИ В ЗЕРКАЛЕ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассматривается своеобразие кликбейтных заголовков на материале видеохостинга YouTube. Руководствуясь экономическими соображениями, некото-
рые авторы видеороликов намеренно дают своим видео сенсационные заголовки, которые имеют мало общего с реальным содержанием видео, чтобы максимизировать число переходов по ссылке к просмотру видео. Эти заголовки призваны ввести реципиента в заблуждение насчет истинного содержания текста или видео, создавая особенный психический настрой личности, активизирующий внимание и заставляющий зрителя целенаправленно переключиться на просмотр видеоролика. Подобного рода явления получили название «кликбейт» (англ. clickbait от click «щелчок» + bait «наживка»), или кликбейтный заголовок, который манипулирует читателем, заставляя его перейти по ссылке, вводя его в заблуждение намеренно сенсационной или неполной информацией. Особое внимание уделено доказательству, что кликбейты относятся к классу директивных иллокутивных актов и соответствуют всем критериям, выведенным Дж. Серлем: иллокутивная цель, направление приспособления и условие искренности.
Цель – анализ кликбейтных заголовков как директивных иллокутивных актов на материале видеопортала YouTube.
Методология. Основными методами исследования являются метод качественного контент-анализа, направленного на выявление определенных смыслов, вкладываемых в со-
держание кликбейтных заголовков как значимых элементов медиатекста, и коммуникативнопрагматический анализ, заключающийся в определении иллокутивной силы директивов.
Результаты. Установлена особенность кликбейтных заголовков, состоящая в том, что их коммуникативная успешность зависит от величины информационной лакуны реципиента, кор-
релирующей с «зазором любопытства», который должен быть преодолеваемым. Исследования медиапространства демонстрируют, что реципиент избегает чрезмерных когнитивных усилий, на преодоление которых направлены кликбейтные заголовки.
Выводы. Исследование кликбейтного загловка позволило отнести его к классу директивных иллокутивных актов, поскольку в нем намеренно затушевана собственно номинативная
функция и выдвинута вперед рекламная с целью особым образом повлиять на поведение реципиента информации.