РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ ДИСКРЕДИТАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ В РУССКОЯЗЫЧНОМ СЕГМЕНТЕ ИНТЕРНЕТА
Аннотация
Постановка проблемы. Изучение механизмов речевого воздействия на адресата является важным вопросом лингвистических исследований современной политической коммуникации, которая протекает в условиях конфликтогенного общения между идеологическими противниками. Одним из полей информационного противоборства выступает российская военная история с ее ключевыми событиями и знаковыми личностями. В нашей работе с лингвистической точки зрения рассматривается речевая стратегия дискредитации отечественных военачальников. Анализируются негативно-оценочные средства языка, а также стилистические приемы, направленные на актуализацию отрицательной информации о них и оказание психологического воздействия на читателей. Исследование конфликтогенных текстов о российской военной истории позволяет описать особенности актуализации в них языковых единиц, способных привести к созданию конфликта, что может быть использовано при выработке мер по предупреждению возможной социальной напряженности.
Цель работы – выявление и лингвопрагматический анализ конфликтогенных текстов об отечественных военачальниках.
Методология (материалы и методы). Материалом исследования послужили конфликтогенные тексты об отечественных военачальниках, размещенные в русскоязычном сегменте Интернета.
Основные методы анализа: метод лингвопрагматического анализа, метод лингвостилистического анализа, метод контекстуального анализа.
Результаты исследования. В ходе работы выявляется ряд речевых тактик стратегии дискредитации: тактики демифологизации, осмеяния, приравнивания к последователям идеологии, основанной на насилии, и др. В качестве приемов выделяются диффамация и ирония как наиболее частотные. Отмечается преобладание лексики, имеющей негативно-оценочные коннотации.