СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА ЖИЗНИ НЕСТОЛИЧНОГО ПИСАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА
Аннотация
Постановка проблемы. В фокусе исследования – специфика определения современнымсибирским писателем своего места в социальном и культурном пространстве, процесса и механизмов встраивания в него как в практическом (бытовом), так и в экзистенциальном (бытийном) аспектах.
Цель статьи – рассмотреть формы и способы организации писательских сообществ Иркутска, дискурсы самопрезентаций и их корреляции с мировоззрением и географией.
Обзор научной литературы по проблеме. Гуманитарные исследования писательских сообществ немногочисленны и ограничены как определенными хронологическими рамками изучаемого объекта (литературные сообщества XX в., рубежа XIX–XX вв., советского периода), так и методологически. В призму гуманитарных исследований редко попадают современные писательские объединения – организации специфические как в институциональном, так и в идеологическом отношении.
Методология (материалы и методы). Исследование является междисциплинарным, что определяет его материалы и методы: социолингвистические (интервью и анкетирование, корреляционный анализ), дискурс-анализ, контекстуальный анализ, когнитивно-дискурсивный подход.
Настоящая статья создана по материалам интервьюирования и анкетирования сорока пяти писателей Иркутска и Иркутской области.
Результаты исследования. Членство в определенной организации используется как символический капитал за счет борьбы двух дискурсивных практик эксплицитной «традиционалистской» и имплицитной «иной» (не обозначенной ее приверженцами, но являющейся, по мнению их оппонентов, «антитрадиционалистской»).
Именно институциональная прикрепленность, по мнению конфликтующих сторон, обусловливает способы взаимодействия с культурно значимыми концептами «Писательское сообщество», «Читатель», «Русская литература», «Сибирская литература», «Традиции», «Новаторство». В географическом и социокультурном аспектах респонденты абсолютным большинством выбирают «национальную» стратегию самопрезентации, вписывая свое творчество в пространство русской литературы, причем в такое ее направление, как реализм.
Заключение. Анализ эмпирического материала позволяет выделить два основных равнозначных инструмента самоактуализации и самопрезентации современного иркутского писателя.
1. Институциональная прикрепленность к тому или иному писательскому сообществу (Союзу писателей России, Союзу российских писателей, представительству Союза российских писателей, Иркутской областной писательской организации).
2. Концепт «Великая русская литература» и принадлежность к ней.