АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТИ КАК СУБЪЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЯЗЫКОВОГО ИМИДЖА ЖЕНЩИНЫ-ПОЛИТИКА
Аннотация
Постановка проблемы. В центре внимания автора находится языковой имидж женщиныполитика – один из самых интересных объектов политической лингвистики. Понятие языкового имиджа при этом трактуется достаточно широко, а интерес к соответствующей проблематике обусловлен не только антропоцентрической направленностью современной лингвистической науки, но и глобальным процессом медиатизации сфер человеческой жизнедеятельности. Научную базу в данном случае определяют труды, посвященные исследованию языковой личности. Лингвисты, в самых разных аспектах исследующие этот феномен, обращают внимание на коммуникативную составляющую публичного образа и ее языковую репрезентацию. На этом фоне заметен явный дефицит работ, посвященных временной актуализации политических текстов и ее имиджформирующему потенциалу; автор данной статьи формулирует данную проблему и предлагает пути ее разрешения. Цель данного исследования – выявить особен-
ности субъективной составляющей языкового имиджа женщины-политика в контексте темпоральной актуализации. Материалом исследования послужили тексты публичных выступлений М. Захаровой, официального представителя МИДа, опубликованные в 2016–2018 гг. В работе использованы описательно-аналитический и сравнительно-сопоставительный методы, а также понятийный и методический инструментарий семантического синтаксиса.
В результате исследования определено, что большая часть выявленных модусных маркеров демонстрируют семантику настоящего времени, поскольку М. Захарова как субъект властной сферы личностно включена в ситуацию речи и с учетом тех полномочий, которыми наделена в данный момент, реализуется в актуальном настоящем. Второй темпоральный «акцент» сосредоточен на футуральной событийной перспективе. В последнем случае спикер, морально и эмоционально чувствующий себя ответственным не только за политическое настоящее, но и будущее, становится на речевую позицию «прогнозиста».
Вывод. На основе методов семантического анализа расширено представление о языковом содержании публичного политического имиджа. Одним из элементов, влияющих на него, является реализация категории темпоральности – использование тех временных рамок, в которые спикер «вставляет» описываемые политические события.