КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ СИБИРИ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ: ДИАХРОНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

  • Г. М. Васильева
  • М. В. Виноградова
Ключевые слова: культурно-географический образ Сибири, гуманитарная география, образная география, стереотипные представления, ассоциативный потенциал, языковое сознание

Аннотация

Постановка проблемы. В статье прослеживается динамика стереотипной составляющей культурно-географического образа Сибири в языковом сознании российских студентов разных поколений, что осуществляется методом сопоставления данных свободных ассоциативных экспериментов.

Целью статьи является реконструкция культурно-географического образа Сибири в языковом сознании российских студентов для выявления его возможной динамики.

Методология (материалы и методы). Реконструкция культурно-географического образа Сибири осуществляется с опорой на метод свободного ассоциативного эксперимента с привлечением трех словарей ассоциативных норм и материалов собственного эксперимента.

Результаты исследования. Сопоставление ядерных зон ассоциативных полей стимула «Сибирь» продемонстрировало как наличие определенных совпадений, так и значительные изменения в содержании направлений ассоциирования, а также в их наличии/отсутствии в языковом сознании студентов разных поколений.

Выводы. При стойкости собственно-географических представлений о Сибири, обнаруженных у студентов разных поколений, была отмечена заметная динамика их культурологических знаний и психологического восприятия, включенных в совокупный культурно-географический образ Сибири.

Авторский вклад. Идея статьи, ее теоретическое осмысление и экспериментальное воплощение принадлежат авторам статьи.

Биографии авторов

Г. М. Васильева

Васильева Галина Михайловна – доктор филологических наук, профессор кафедры межкультурной коммуникации, Российский государственный педагогический университет А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

М. В. Виноградова

Виноградова Марина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Института «Полярная академия», Российский государственный гидрометеорологический университет (Санкт-Петербург)

Опубликован
2022-05-31