СОЗЕРЦАТЕЛЬ VS РАЗОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК: ДВОЯЩИЙСЯ ПЕРСОНАЖ В «ЗАМЕТКАХ» А. ПЛАТОНОВА

  • Е. Н. Проскурина
Ключевые слова: ранняя проза А. Платонова, Ф. Ницше, лирико-философская проза, поэтика сюжета, мотив, контрапункт

Аннотация

Постановка проблемы. «Заметки» А. Платонова входят в корпус его ранних лирикофилософских рассказов. К ним относятся произведения 1921 г. «Жажда нищего», «В звездной пустыне», «Поэма мысли», «Невозможное». Однако до сих пор «Заметки» не анализировались как часть этого круга произведений.

Цель исследования: на анализе типа героя, поэтики сюжета показать единство «Заметок» с другими лирико-философскими рассказами Платонова. Раскрыть динамику образа героя и стратегию сюжета рассказа. Выявить его особое место в кругу названных произведений. Показать связь платоновского героя-странника с Заратустрой Ф. Ницше, а также ницшеанские истоки некоторых мотивов в рассказах Платонова.

Выводы. В отличие от других лирико-философских рассказов, «Заметки» имеют двухчастную структуру. Принцип контрапункта, организующий две части, оправдан авторской логикой: она движется от умозрительного очарования видом «бесконечных пространств» и «далеких деревень» к разочарованности реальной жизнью. Таким образом, обе части существуют согласовании друг с другом, образуя единое текстовое целое с заложенной в нем контрастной основой. Своими «Заметками» Платонов завершает одно из направлений собственного творчества, подводит итог своим сложным лирико-философским, утопическим рефлексиям. В дальнейшей творческой перспективе утопические проспекции все отчетливее оборачиваются своей жанровой противоположностью.

Биография автора

Е. Н. Проскурина

Проскурина Елена Николаевна – доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии, Сибирское отделение Российской академии наук (Новосибирск)

Опубликован
2022-05-31
Раздел
Литературоведение