МОТИВ ПАМЯТИ И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ СОВЕТСКОЙ И ПОСТСОВЕТСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Постановка проблемы. Преимущественное обращение современных писателей к опыту прошлого приводит к смещению темпорального режима, а преобразование дискурса культурной памяти имеет широкий диапазон авторских стратегий. Реализация мотива памяти как свидетельства или реконструкции находит отражение в структуре текстов на уровне хронотопа, композиции и жанра.
Цель исследования. Проанализировать способы трансформации мотива памяти на примере знаковых произведений советской и постсоветской литературы: М. Булгакова «Белая гвардия», Б. Пастернака «Доктор Живаго» и Е. Водолазкина «Авиатор».
Методы исследования. Культурно-исторический, сравнительно-типологический, мотивный, нарратологический, структурно-семиотический анализ текста.
Результаты исследования. Момент исторического перелома как центральное событие текста актуализирует появление культурно-исторического хронотопа, который в то же время противопоставлен хронотопу дома.
Традиционные мифологемы, использующиеся в изображении дома, города, природы на метафорическом уровне, находятся в постоянном взаимодействии с культурным мифом, который нашел отражение в приеме литературной аллюзивности. Конфликт асимметрии памяти уступает место конфликту между «человеком вспоминающим» и забвением.
Выводы. Литература постсоветского периода находится на достаточной дистанции для проработки травматического опыта, однако вынуждена реконструировать прошлое на основании тех свидетельств, которые уже были оставлены, – быть «свидетелем свидетелей». Преодоление травмы памяти – ведущая тема современной литературы.