ПЕРЕВЕРНУТАЯ ЖЕНСТВЕННОСТЬ: ОБРАЗ МАТЕРИ В РОМАНЕ ОКСАНЫ ВАСЯКИНОЙ «РАНА»

  • А. В. Бурылова
Ключевые слова: русская проза, женственность, феминизм, гендерная проблематика.

Аннотация

Постановка проблемы и цель. Современное общество требует от женщины сохранять женственность, но что есть женственность на самом деле и как ее понимают авторы актуальных текстов? Оксана Васякина – одна из немногих писательниц, открыто называющая себя феминисткой и подчеркивающая, что ее письмо – женское. В статье рассматривается проблема восприятия женственности в современном обществе на примере знакового романа Оксаны Васякиной «Рана».


Методологией исследования стали историко-культурный и структурно-типологический подходы.

Результаты исследования. В романе мы видим, что соответствие бытовым представлениям о женственности не всегда означает достижение идеала. Лишаясь физических атрибутов, характерных для женщины, мать героини начинает приобретать внутренние качества женственности. Смерть обрывает этот путь, что, однако, позволяет дочери открыто и без страха впервые заговорить с матерью – последняя, пятая глава романа становится итогом рефлексии, и впервые за все повествование дочь обращается к матери напрямую, проработав рану, полученную от этой перевернутой женственности.

Выводы. Женственность, как показал наш анализ, это смесь социального конструкта и врожденных характеристик женщин. Отсутствие физического выражения признаков женственности не делает женщину менее женской. Феминность и маскулинность также не лишают женщину права являться и воспринимать себя женщиной.

Биография автора

А. В. Бурылова

Бурылова Арина Викторовна – аспирант кафедры мировой литературы и методики ее преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2022-10-05
Раздел
Литературоведение