ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация
Постановка проблемы. Статья посвящена анализу элемента ценностной картины мира педагогов Красноярского края, иллюстрирующей образ идеального учителя, который может по-разному осознаваться участниками педагогического процесса, а на представления об идеальном учителе могут влиять ценности общества, эпоха в целом.
Цель – определение базовых ценностей-качеств образа идеального учителя благодаря опоре на осознаваемый уровень языкового сознания педагогов Красноярского края.
Методология (материалы и методы). Исследовался осознаваемый уровень языкового сознания: методом анкетирования были выявлены качества, характерные, по мнению респондентов, для идеального учителя. Выявленные качества предлагалось распределить в порядке от самых важных до наименее важных. В анкетировании приняли участие учителя школ, гимназий, преподаватели вузов города Красноярска, а также учителя школ, работающие в сельской местности Красноярского края.
Результаты исследования. Данные анкет позволили выявить 6 смысловых типов ценностейкачеств. В образе идеального учителя оказались преобладающими социальные, психофизиологические и нравственные качества. Интеллектуальные, профессиональные, эстетические игражданские ценности-качества оказались менее частотными, следовательно, психологическое и социальное преобладает в образе идеального учителя. Иерархия ценностей-качеств учителя в концептуальном ядре языкового сознания позволила представить 10 наиболее частотных семантических групп, из которых: 7 семантических полей в иерархии указывают на нравствен-
ные ценности-качества, 6 – на социальные, 4 – на психофизиологические, 2 – на интеллектуальные, 1 – на профессиональные, 1 – на эстетические.