ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ: ЛИНГВОАКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

  • А. Г. Тимченко
  • Н. А. Бурмакина
Ключевые слова: ценности-качества, лингвоаксиология, концептуальное ядро, языковое сознание, метод анкетирования, образ учителя, педагоги, Красноярский край.

Аннотация

Постановка проблемы. Статья посвящена анализу элемента ценностной картины мира педагогов Красноярского края, иллюстрирующей образ идеального учителя, который может по-разному осознаваться участниками педагогического процесса, а на представления об идеальном учителе могут влиять ценности общества, эпоха в целом.

Цель – определение базовых ценностей-качеств образа идеального учителя благодаря опоре на осознаваемый уровень языкового сознания педагогов Красноярского края.

Методология (материалы и методы). Исследовался осознаваемый уровень языкового сознания: методом анкетирования были выявлены качества, характерные, по мнению респондентов, для идеального учителя. Выявленные качества предлагалось распределить в порядке от самых важных до наименее важных. В анкетировании приняли участие учителя школ, гимназий, преподаватели вузов города Красноярска, а также учителя школ, работающие в сельской местности Красноярского края.

Результаты исследования. Данные анкет позволили выявить 6 смысловых типов ценностейкачеств. В образе идеального учителя оказались преобладающими социальные, психофизиологические и нравственные качества. Интеллектуальные, профессиональные, эстетические игражданские ценности-качества оказались менее частотными, следовательно, психологическое и социальное преобладает в образе идеального учителя. Иерархия ценностей-качеств учителя в концептуальном ядре языкового сознания позволила представить 10 наиболее частотных семантических групп, из которых: 7 семантических полей в иерархии указывают на нравствен-
ные ценности-качества, 6 – на социальные, 4 – на психофизиологические, 2 – на интеллектуальные, 1 – на профессиональные, 1 – на эстетические.

Биографии авторов

А. Г. Тимченко

Тимченко Анастасия Георгиевна – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Н. А. Бурмакина

Наталья Алексеевна Бурмакина – кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2022-10-05