ПРОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ В УЧЕБНОМ ТЕКСТЕ И ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС
Аннотация
Проблема. В статье исследуется эмоциогенность речевых приемов пробуждения интереса у учащегося при чтении школьного учебника.
Цель работы – экспериментально определить эмоциогенный потенциал приемов проблематизации учебного текста с помощью лингвистических методов анализа языкового материала.
Методология (материалы и методы). Стимульный материал – четыре текста из учебников физики для средней школы (7–8-е классы), в которых используются разные приемы проблематизации. Испытуемые – 124 учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. В эксперименте использовался метод семантического шкалирования; для обработки данных – методы математической статистики.
Результаты. Доказана эмоциогенность изучаемых приемов. Установлено, что в эксперименте приемы проблематизации были главным предиктором читательского интереса.
Выводы. Приемы проблематизации являются эффективным средством повышения степени эмоциогенности учебного текста. Однако в учебной коммуникации их роль в формировании читательского интереса может быть незначительной.
Авторский вклад. Идея статьи, ее теоретическое осмысление и экспериментальное воплощение принадлежат автору статьи.