ДАНТОВСКИЕ ИМПУЛЬСЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БЕЛОРУССКОГО ПОЭТА МАКСИМА ТАНКА

  • В. И. Черота
Ключевые слова: дантоведение, «Божественная комедия», белорусская литература, поэзия, творческие импульсы, аллюзия, сонет, терцины.

Аннотация

Постановка проблемы. Максим Танк (1912–1995) был одним из самых осведомленных в мировой литературе белорусских писателей. Из представителей итальянской изящной словесности он выделял Данте Алигьери, о чем свидетельствуют многочисленные непосредственные упоминания и аллюзии в его стихотворениях, статьях и дневниках.
Цель статьи – проанализировать мотивы обращения М. Танка в своем творчестве к великому флорентийскому поэту и его литературному наследию.
Результаты исследования и выводы. Проведенное исследование позволяет утверждать, что М. Танк ценил его прежде всего как автора «Божественной комедии», в которой непревзойденно описаны ад и ужасные страдания грешников. В целом же Данте воспринимался и как человек, вкусивший горький хлеб изгнания, прошедший все круги ада и вернувшийся к живым, а также как гениальный художник слова, своими творениями обеспечивший себе бессмертие. В последнем прижизненном поэтическом сборнике М. Танка «Мой ковчег» (1994) наблюдаются исходящие от гения итальянской литературы творческие импульсы, которые по-своему обусловили интерпретации тем смерти и бессмертия, спасения души и возвышенной любви; к тому же предлагается свое видение ставшего в мировой литературе вечным образа Беатриче.

Биография автора

В. И. Черота

Черота Владимир Иванович – кандидат филологических наук, докторант Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы, Национальная академия наук Беларуси (Минск).

Опубликован
2023-02-28
Раздел
Литературоведение