КОРОНАВИРУС КАК ЯЗЫКОВОЙ УЧАСТНИК СИТУАЦИИ «ПАНДЕМИЯ» (ПО МАТЕРИАЛАМ МЕДИАТЕКСТОВ)
Аннотация
Постановка проблемы. В статье обсуждается проблема представленности языковой ситуации «Пандемия», ставшей за последние годы отдельной актуальной темой СМИ.
Цель проводимого исследования – исчисление семантических ролей одного из «участников» названной языковой ситуации – коронавируса – в русскоязычной медиакартине мира с учетом текстового материала, интернет публикаций изданий «Комсомольская правда», «LIFE», «РБК», «Газета.ру», «Росконгресс» и РИА «Новости». В фокусе внимания оказывается содержательная сторона высказываний, включающих типичные номинации выделенного элемента: коронавирус, вирус, ковид и др.
Методология исследования. В качестве основного научного подхода в лингвистических границах выбран метод семантического, в частности семантико-синтаксического, анализа высказывания и текста в целом, а в качестве научной базы – научные исследования, посвященные изучению «пандемийной темы» в разного рода текстах и в системе языка.
Результаты исследования показывают, во-первых, разнообразный ролевой репертуар семантических ролей коронавируса (субъект, посессор, каузатор, деструктив, контрагенс, средство, объект, объект характеризации и др.), во-вторых, присутствие коронавируса как языкового участника в нескольких предметных сферах (социальной, научной и физической), в-третьих, факт «предпочтения» того или иного ролевого типа определенной сферой; так, в языковых ситуа- циях, отнесенных к социальной сфере, коронавирус чаще выбирает роли активного субъекта, а в научной сфере – оказывается в специфической позиции объекта интеллектуальных действий. Заключение. В целом коронавирус осмыслен в медиакартине мира как один из ключевых элементов глобальной ситуации «Пандемия», который ярко и разнообразно проявляет себя в различных языковых сценариях.