РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «ОБРАЗ ГЕРОЯ СОВРЕМЕННОСТИ В ПРОЗЕ РУБЕЖА ХХ–ХХI ВЕКОВ» / ОТВ. РЕД. Н.В. КОВТУН; КРАСНОЯР. ГОС. ПЕД. УН-Т ИМ. В.П. АСТАФЬЕВА. МОСКВА: ФЛИНТА; КРАСНОЯРСК, 2022. 260 С.
Аннотация
В рецензии рассматривается анализ образа героя современности в российской прозе рубежа XX–XXI вв.
Цель рецензии заключается в привлечении внимания научной общественности к базовой проблеме филологического дискурса XXI в., связанной с анализом образа героя современ- ности в его основных литературных амплуа: от «патриархального героя» до трикстера.
Методика работы связана со структурой монографии, в которой в центре внимания авторов оказывается проблема героецентричности в трех основных методологических планах.
Во-первых, это поиск нового героя времени в контексте социально-исторической парадигмы культурного героя и его основных модификаций. Во-вторых, исследование основных векторов психологизма при изображении данного героя. В-третьих, изучение многоаспектных отношений автора – героя в литературной ситуации рубежа XX–XXI вв.
Результаты исследования определяются решением в каждой из частей монографии важной научной задачи, связанной с феноменом героецентричности. Исследования авторов первой части монографии «Социальный герой: узнаваемость конфликтов и трансформация типов» (Н. Ковтун, Я. Солдаткина, Н. Вальянов, Е. Шевчугова, Л. Гаврилова, М. Ларина, Т. Полуэктова) объединяет поиск культурного героя современности с выходом на проблему генезиса современной героецентричности в ее жанровом и культурно-историческом аспектах, а также на сравнительно-историческую и национальную характеристику персонажей, включая аксиоло- гический потенциал артефактов, способных выступать в качестве катализатора исторической памяти поколений. Вторая часть монографии «Векторы психологизма: принципы изображения героя и концептуальность формы» (О. Турышева, А. Задорина, М. Лопачева, Ю. Доманский, Л. Синякова, Т. Загидулина и О. Глушенкова) посвящена изучению многоаспектных принципов изображения героя современности, включая эстетический, визуальный, субкультурный,
психологический и философский аспекты. В третьей части научного исследования «Отношения “герой – автор”: психологическая и эстетическая рефлексия» (И. Плеханова, Е. Буханова, А. Куляпин, Д. Громов, Д. Леднева) анализируются различные формы рефлексии, включая авторефлексию, касающиеся отношений «герой – автор», в текстах российской прозы второй половины XX–XXI в. (проза «наива», А. Битов, В. Попов, А. Иванов, М. Палей).
Выводы. В монографии представлено все многообразие персонажей современной российской литературы, рассмотренных как в диахронном, так и в синхронном аспекте. Анализ героецентричности литературного процесса позволил уточнить и наметить перспективы дальнейшего изучения магистральных проблем филологии, включая дуальность культурных мирообразов и утопическое поле современной российской словесности.