ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В ЖАНРЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО РАССКАЗА: ОТ ТРАДИЦИОНАЛИСТСКОЙ ПРОЗЫ К ТЕКСТАМ XXI В.
Аннотация
Постановка проблемы. Жанр рождественского рассказа существует столетия и по-прежнему востребован у авторов и читателей, однако изменения в обществе влияют на основные тенденции внутри литературы. Даже такой устойчивый, канонический жанр, как рождественский рассказ, не избежал изменений в отношении гендерной проблематики, образной системы.
Цель статьи – рассмотреть, как трансформируются женские образы в жанре современного рождественского рассказа в свете гендерной проблематики.
В работе используются следующие методы: историко-культурный, структурно-типологический анализ текста.
Результаты исследования. Типология женских персонажей в рождественском рассказе, как правило, довольно устойчива – девочка-сиротка, мать, старуха и юная девушка, собирающаяся замуж. Эти образы переместились и в современные тексты, однако претерпели изменения.
Выводы. Жанр рождественского рассказа в современной прозе не утрачивает своей актуальности, но переосмысляется, а вместе с ним изменяется и система образов. Женские персонажи выходят на передний план, трансформируются из статичных образов невинных девушек, будущих жен и хранительниц очага, характерных для канона, становятся более сложными, многогранными, приобретают андрогинные черты. Богородичные мотивы в образах отходят на второй план или вовсе исчезают, гендерные роли изменяются, женщины берут на себя мужские функции, что в целом отвечает настроениям времени.