ТРИКСТЕР КАК СПАСИТЕЛЬ
Аннотация
Постановка проблемы. Образ трикстера в ряде произведений новейшей литературы имеет парадоксальное воплощение, будучи связан с библейской тематикой творения и спасения.
Цель статьи – анализ образа трикстера в романах XXI в., конфликтующих с традицией изображения героя с трикстеровскими корнями, характерной для классики.
Материал статьи – романы Д. Тартт «Щегол» (2013), Дж. Харрис «Евангелие от Локи» (2016) и «Завет Локи» (2018).
Обзор научной литературы по проблеме. Научная литература об оппозиции «культурный герой – трикстер» обширна. Литературный образ, архетипической основой которого является трикстер в его созидательной функции, также представлен в научных исследованиях, но произведения, составившие материал статьи, в таком ракурсе не изучались.
Методология исследования опирается на юнгианскую концепцию развития трикстеровского мотива, включая также элементы имманентного, компаративного, герменевтического подходов.
Результаты исследования. В исследуемых романах образы героев, обладающих трикстеровской основой, объединяют два мотива: трагического происхождения и осуществления спасительной функции.
Выводы. Современная литература, обращаясь к архетипу трикстера, актуализирует мифологическую логику превращения разрушителя в созидателя. Амбивалентность образа трикстера, в классической литературе уступившая место принципу бинарного противопоставления героя и антигероя, в новейшей литературе оказывается особенно востребованной. Ее актуализация рассматривается как одно из проявлений процесса пересмотра аксиологического пространства культуры, начатого постмодернизмом.