РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ЛАЙФХАК»: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

  • Е. А. Сорокина
Ключевые слова: речевой жанр, жанроведение, лайфхак, поучающий дискурс, поликодовый текст, интернет-дискурс, интернет-жанр, интернет-жанроведение, интернет- коммуникация, компьютерно-опосредованная коммуникация

Аннотация

Постановка проблемы. В статье обсуждается проблема функционирования текстов речевого жанра (РЖ) «лайфхак». Цель проводимого исследования – охарактеризовать речежанровые особенности текстов-лайфхаков, функционирующих в современном интернет-дискурсе.

Методология исследования. В качестве ведущего метода исследования использован речежанровый анализ, предусматривающий характеристику прагматических, медийных, структурно-семантических, стилистико-языковых параметров электронно-опосредованной коммуникации. Раскрытию этих параметров способствовали семантический, стилистический и лингвопрагматический виды анализа. Кроме того, применены метод классификации
и сравнительно-сопоставительный анализ для выявления специфики разных типов речевого жанра «лайфхак». Эмпирическую базу исследования составили русскоязычные тексты РЖ «лайфхак», расположенные в свободном доступе в сети Интернет. Общее количество привлеченных к исследованию фрагментов составило 250 единиц (заимствованы преимущественно из раздела «Клипы» социальной сети «ВКонтакте» методом сплошной выборки). Научную базу в данном случае составили труды исследователей, развивающих лингвистическую теорию жанроведения и методологию описания речевых жанров.

Результаты исследования. Разработаны классификация текстов-лайфхаков: в зависимости от типа дискурса, а также в зависимости от перечня и вариантов соединения семиотических кодов, участвующих в формировании этих текстов. Выделены тематические группы текстов-лайфхаков и определены их содержательные компоненты (параметры).

Выводы. Функционирование лайфхака как интернет-жанра определяется его прагматическими, медийными, структурно-семантическими и стилистико-языковыми особенностями. Поликодовый характер текстов-лайфхаков обусловливает его структуру и содержание.

Стилистико-языковое оформление текстов-лайфхаков соответствует текстам поучающего целеполагания. В видеолайфхаках используются графические, лексические, морфологические языковые средства, а также синтаксические конструкции, ряд из которых имеют признаки разговорного стиля, что облегчает восприятие информации адресатом.

Биография автора

Е. А. Сорокина

Сорокина Екатерина Алексеевна – аспирант; преподаватель кафедры русского языка и литературы института гуманитарного образования, Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул)

Опубликован
2024-05-31