«МОНСТРАЦИЯ» КАК СЕМИОЗИС ПОЛИТИЧЕСКОГО СИМУЛЯКРА ДЕМОНСТРАЦИИ: ФЕНОМЕН ВОЗВРАЩЕНИЯ К РЕАЛЬНОМУ
Аннотация
Проблема и цель. В статье анализируются причины возникновения культурного феномена Монстрации, а также происходит её репрезентация как социально-политического явления. Целью статьи является выявление значимых особенностей Монстрации и их интерпретация в контексте концепций Ж. Бодрийяра и А. Камю.
Методологию исследования составляет метод компаративного анализа Первомайских демонстраций и Монстраций.
Результаты. Монстрация возникает как противопоставление демонстрациям, которые оказываются в положении четвертого порядка симулякра – отсутствию смысла, не пытающемуся скрыть саму суть отсутствия. То есть, бессмысленными из-за своей традиционности и отсутствия серьёзных требований изменений. Действительность, с которой по разным причинам может быть не согласен индивид, не предоставляет ему пространства свободного дискурса – как социального, так и политического. Отсюда, согласно положениям А. Камю – обращение к абсурду как высмеивание видимой рациональности действительности. Наиболее актуальной и значимой Монстрация оказывается в отдаленных от центра субъектах федерации, так как именно там общество ощущает наибольшее отчуждение от участия в жизни государства. Помимо этого, причинами Монстрации является так же возможность творческого самовыражения, что далеко не всегда сопутствует какой-либо политической или социальной позиции.
Заключение. Анализ характерных черт Монстрации, сущности данного социально-культурного явления и причин его появления репрезентирует кризисные явления в современном российском обществе, его политическом и социальном пространстве – с одной стороны. С другой стороны, Монстрация представляет собой принципиально новое пространство для реализации творчества народом – стихийно, без специального регулирования административным ресурсом, но в то же время упорядоченно. Именно эта черта Монстрации представляется наиболее интересной, что послужит материалом для дальнейших исследований в данной области.