Поле видения и направленность взгляда в художественной прозе М.А. Булгакова

  • Т.А. Загидулина
Ключевые слова: визуальность, наблюдатель, визионер, Булгаков, нарратор, визуальные техники, поле видения.

Аннотация

DOI: https://doi.org/10.25146/2587-7844-2019-6-2-06

Проблема и цель. В статье анализируются проблемы границ поля в дения булгаковского наблюдателя. Особое внимание уделено рассмотрению структуры, модификаций и смысловых вариаций этого поля. В работе произведен анализ семантики визуальных образов в ментальном и физическом планах (сон, галлюцинация, бред). В фокусе внимания психические и эмоциональные процессы, происходящие в сознании наблюдателя. Необходимым элементом исследования является мотив самоубийства как один из основных приемов визуальной техники наложения иллюзий.
Методологию исследования составляют комплексный анализ образной структуры художественных текстов – циклов «Записки юного врача», «Записки на манжетах», а также «Театрального романа», обобщение и применение опыта исследования художественного произ-
ведения зарубежных и отечественных ученых, признанных научным сообществом. Визуальность в статье рассматривается в том числе и в нарративном ключе.

Результаты. На основе структурно-типологического, культурологического, философского подходов описаны основные элементы поля видения булгаковского наблюдателя. Поставлен вопрос о ключевой роли визионера в раннем творчестве М.А. Булгакова.

Заключение. Выявлена принципиально важная идея взгляда в себя, что дает повод осмысливать визуальные техники автора как фундамент, на котором он выстраивает конструкт текста.

Биография автора

Т.А. Загидулина

Загидулина Татьяна Андреевна − аспирант, кафедра мировой литературы и методики ее преподавания, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2019-04-29
Раздел
Русская литература