https://sibfil.ru/index.php/sibfil/issue/feedСибирский филологический форум2024-12-05T08:24:44+00:00Open Journal Systems<p>В 2016 г. на базе университета был проведен Сибирский филологический форум, собравший филологов России и зарубежья и ставший местом дискуссий и обмена идеями, наработками, проектами. Данное событие послужило поводом для создания журнала, на страницах которого не одномоментно, а регулярно можно было бы проводить подобные обсуждения, делать обзоры, сообщать о значимых событиях в области филологии.</p>https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/386ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ДЕРИВАТЫ И ИХ РЕВЕРБАЛИЗАЦИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА)2024-12-04T08:54:34+00:00И. В. Архиповаirarch@yandex.ru<p>Постановка проблемы. В статье рассматриваются немецкие отглагольные дериваты (аффиксальные и безаффиксные) в контексте их обратной трансформации, т.е. ревербализации в производящие глаголы акциональной (статальной, процессуальной, событийной) семантики.</p> <p>Цель исследования – выявление таксисного функционала отглагольных имен, входящих в состав ревербализующихся предложных конструкций с темпоральными предлогами.</p> <p>Объектом исследования являются немецкие отглагольные дериваты различной лексической и словообразовательной семантики, употребляемые с темпоральными предлогами während, bei, in, mit, nach, vor, seit, bis. Предметом исследования являются ревербализующиеся конструкции на базе предложных отглагольных имен немецкого языка, которые трансформируются в глаголы или глагольные предикации тождественной/аналогичной семантики и реализуют таксисные функции одновременности, предшествования и следования.<br>Основными методами исследования являются: гипотетико-дедуктивный, индуктивный, описательный, контекстуальный, трансформационный, метод компонентного анализа.</p> <p>Результаты исследования. Трансформы предложно-именных конструкций с темпоральными предлогами указывают на то, что немецкие отглагольные дериваты сохраняют как лексические значения производящих глаголов, так и их «скрытые» глагольные признаки переходности, результативности и др. значение.</p> <p>Заключение. Результаты данной работы вносят определенный вклад в дериватологию и теорию таксиса, а также могут применяться для дальнейших функционально-грамматических исследований на базе немецкого и других языков.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/387СЛОВЕСНАЯ МИМИКРИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ВЕРБАЛЬНОЙ МАГИИ2024-12-04T09:02:16+00:00А. Д. Васильевvasileva@kspu.ru<p>В функции одного из главных инструментов формирования и преобразования мира человека на протяжении всей истории неизменно фигурирует вербальная магия. Сегодня она выступает прежде всего в текстах религиозной риторики, коммерческой рекламы и политической пропаганды.</p> <p>Современный российский официозный дискурс зачастую строится на использовании советских словесных символов, наполняемых, однако, качественно иным содержанием.</p> <p>Цель исследования – выявление и анализ трансмутируемой советской словесной символики в российской официозной речевой коммуникации.</p> <p>Методы исследования традиционные: семантико-стилистический, сравнительно-сопоставительный, контекстный, дискурсивный.</p> <p>Результаты исследования. Рассмотрение представленных в статье ряда примеров словоупотребления из российского официозно-пропагандистского дискурса позволяет сделать вывод об активной эксплуатации советских вербальных символов. Конечно, сегодня они наполнены совершенно иной, чем прежде, семантикой. Такой способ использования слов вполне может быть квалифицирован как с л о в е с н а я м и м и к р и я.</p> <p>Выводы. Словесная мимикрия, активно используемая в современной российской пропаганде, – манипулятивный прием, нацеленный на внедрение в сознание аудитории требуемых аксиологических ориентиров и идеологических установок, заключенных в уже известную звукобуквенную оболочку. Словесная мимикрия основывается на эклектике и многочисленных контаминациях, зачастую внутренне противоречивых.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/388ДИАГНОСТИКА ПРИЗНАКОВ ПРОПАГАНДЫ ТЕРРОРИЗМА В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ2024-12-04T09:13:18+00:00М. В. Шибаевshibaev.m.v@mail.ruА. В. Кипчатоваallakipchatova@mail.ru<p>Постановка проблемы. Ситуация, сложившаяся в современной лингвоэкспертной практике, может быть охарактеризована как методический плюрализм, при котором соседствуют ведомственные методические разработки РФЦСЭ Минюста РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и разработки негосударственных экспертов. Тогда как для государственного эксперта выбор используемой методики задан авторитарно, негосударственный эксперт более гибок в вопросе выбора ин-<br>струментария для работы, что актуализирует проблему выбора такой модели анализа, которая будет удобна в использовании и результаты которой будут понятны целевой аудитории экспертных заключений, обладающей преимущественно юридическим образованием.</p> <p>Цель статьи заключается в предложении оптимальной для судебно-экспертной деятельности модели анализа вербальной пропаганды терроризма.</p> <p>Основным материалом исследования послужил архив заключений судебных лингвистических экспертиз, назначенных в рамках судопроизводства по ст. 205.2 УК РФ и проведенных специалистами АНО СЭ «Контекст» с 2021 по 2024 г.</p> <p>Методы работы с материалом включают в себя семантический анализ (например, лексикографический и компонентный анализ), экспликацию смысловых компонентов с помощью семантической декомпозиции и синонимического перифраза, коммуникативно-прагматический метод, контекстный анализ, референциальный анализ, риторический анализ, семиотический анализ.</p> <p>В результате проведения исследования авторы предлагают модель лингвистического анализа вербальной пропаганды терроризма, основанную на выявлении таких признаков, как: специфический субъектный состав коммуникативной ситуации, вербализация идеологии насилия, наличие коммуникативной цели убеждения адресата, образ проявляющего агрессию коллективного актора, образ насильственного способа совершения действий.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/389«SILENTIUM» ЭЛЛЫ КРЫЛОВОЙ: (НЕ)БУДДИЙСКОЕ МОЛЧАНИЕ2024-12-04T09:20:45+00:00Л. В. Дубаковdubakov_leonid@mail.ru<p>Постановка проблемы. В статье проводится сравнительный анализ одноименных, но сущностно различающихся стихотворений Ф.И. Тютчева, О.Э. Мандельштама и Э.Н. Крыловой.</p> <p>Цель статьи – анализ специфики восприятия в поэзии Эллы Крыловой буддийской гносеологической и онтологической концепции, а также анализ межтекстового диалога ее стихотворения «Silentium» с имеющими схожие названия произведениями Ф.И. Тютчева и О.Э. Мандельштама.</p> <p>Методология (материалы и методы). В статье, написанной в рамках большого исследования, посвященного «буддийскому тексту» современной русской литературы, используются методы герменевтического, интертекстуального и сравнительного анализа.</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. Возможность анализа стихотворения Э.Н. Крыловой в избранном ракурсе подготовлена работами В.Н. Топорова, Р.Ф. Бекметова, Т.В. Бернюкевич, П.В. Алексеева.</p> <p>Результаты исследования. Выявляется, что, хотя каждое из анализируемых произведений имеет название «Silentium» и хотя между ними обнаруживаются определенные межтекстовые связи, на уровне проблематики они различны.</p> <p>Вывод. «Silentium» Э.Н. Крыловой, претендуя на новое, опирающееся на буддийский взгляд высказывание об источнике, характере, процессе и пределе литературного творчества, тем не менее этому взгляду не следует: в отличие от буддизма, говорящего об иллюзорности реальности и о возможности лишь интуитивного ее познания, поэт утверждает превосходство реальности живых существ над их словесным отображением.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/391АНАКРЕОНТИКА А. КОБЕНКОВА2024-12-05T06:23:50+00:00Т. Ю. Климоваklimova-tu@yandex.ru<p>Постановка проблемы. Актуальность статьи диктуется, во-первых, необходимостью проследить линию традиции в восприятии античных этико-эстетических ценностей в сознании поэта рубежа ХХ–ХХI вв. Во-вторых, кобенковская поэтика и сложная система репрезентации авторского «я» противоречат репутации анакреонтики как «легковесной» развлекательной поэзии. В-третьих, стихотворения А. Кобенкова рекомендованы для изучения в региональных<br>программах по литературе, что делает его творчество востребованным для широкого круга читателей. Отсутствие литературоведческих исследований поэтического наследия А.И. Кобенкова определяет аспект новизны предлагаемой публикации.</p> <p>Цель статьи – рассмотреть восприимчивость к анакреонтическому гедонизму и античной гармонии в целом лирического сознания А. Кобенкова, за которым закрепилась репутация «грустного» поэта, а также выявить особенности его поэтического языка.</p> <p>Материалом статьи выбраны стихотворения сборника «Строка, уставшая от странствий…».</p> <p>Методология исследования. Для анализа цикла предпочтительной оказалась методология системного анализа, предложенная И. Пригожиным и В.И. Тюпой, а в отдельных моментах акцентирован жанровый, мотивный и феноменологический подходы к исследованию художественного текста.</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. Теоретические аспекты анакреонтики были рассмотрены в трудах по истории античной литературы Г.А. Гуковского, в словарных статьях Е.М. Пульхритудовой и И.В. Шталь.</p> <p>Результаты исследования. Анализ цикла показал, что гедонизм и эстетизм у поэта оспорены ощущением хрупкости гармонии и краткости жизни. Анакреонтические мотивы обеспечивают поэту короткую передышку перед вступлением в завершающую экзистенциальную стадию жизни, меняющую темы мысли, эмоции. Лирическое сознание поэта в анакреонтике набирается сил для привычного существования в трагическом мире.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/392ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ВИЗУАЛЬНОСТИ В НОВЕЛЛЕ Н. РЕРИХА «ИКОННЫЙ ТЕРЕМ»2024-12-05T06:39:51+00:00О. Б. Спесивцеваjoyousgardcastle@yahoo.com<p>Постановка проблемы. В статье рассматриваются визуальные аспекты литературного творчества художника Н.К. Рериха, яркого представителя культуры Серебряного века.</p> <p>Цель статьи – анализ художественных средств создания визуальности в новелле Н.К. Рериха «Иконный терем».</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. Произведен обзор как общих работ по проблематике визуальности и истории визуального поворота (философов, искусствоведов, историков культуры), так и филологических трудов по визуальности. Обозначена разница между понятиями «визуальность», «визуальный код», «визуализация», которые многие исследователи-филологи понимают по-разному.</p> <p>Методология и материал. Материал для анализа – новелла Н.К. Рериха «Иконный терем» (1900). В качестве основополагающей методики выступают работы С.П. Лавлинского, а также материалы спецсеминаров по визуальности в литературе под редакцией В.Я. Малкиной и С.П. Лавлинского.</p> <p>Результаты исследования. Проанализировано литературное произведение «Иконный терем», которое молодой Николай Рерих создал на основе своей дипломной работы по правовому положению живописцев в Московской Руси. Используя архаический язык старинных грамот и исторический материал, Рерих создал живописные литературные образы русских иконописцев и Московской Руси времен царя Алексея Михайловича.</p> <p>Выводы. В этом произведении Н.К. Рерих использует творческий метод, основанный на взаимодействии разных видов искусств: литературы и живописи. Он делает акцент на таком семантическом компоненте, как цвет (в духе русской иконописной традиции). Использование архаической лексики является одним из основных способов создания визуальных образов старинной одежды, а также визуального образа старой Москвы. Еще один ключевой прием, обеспечивающий читателю визуальное восприятие, – множественные цитаты из реальных исторических документов того времени. Художник использует различные лексические и синтаксические средства, позволяющие читателю визуализировать образы допетровской Руси, что говорит о тесной взаимосвязи его литературного и живописного метода, при помощи которых он поэтизирует прошлое.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/393НАРРАТИВНАЯ ИНТРИГА В РОМАНЕ Т. ПИНЧОНА «ВРОЖДЕННЫЙ ПОРОК»2024-12-05T07:10:26+00:00И. Г. Прудиусprudius@kspu.ruМ. А. Журавлевmaks.zhuravlev.2002@bk.ru<p>Постановка проблемы. Игровой субстрат постмодернистского романа Т. Пинчона «Внутренний порок» (2009) ставит под сомнение релевантность категории интриги внутри анализируемого текста. Разрешение парадоксов внешней событийности заключается во внесобытийном плане, отражающем энигматическую интригу произведения.</p> <p>Цель статьи – выявление механизмов классических нарративных интриг в романе, объяснение их конечной субверсивности; обоснование доминанты внесобытийного плана над событийным.</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. Нарративная интрига – одна из наименее исследованных категорий современной нарратологии. Ее активным изучением занимаются отечественные ученые: В.И. Тюпа, Г.А. Жиличева и О.А. Гримова. Истоки данной категории находим в работах П. Рикера. Исследований романа Т. Пинчона в заявленном аспекте не проводилось, что является научной новизной данной работы.</p> <p>Методология исследования. В работе были использованы нарратологический, структурно-типологический и герменевтический методы исследования.</p> <p>Результаты исследования. В исследуемом романе были выявлены любовная (восходящая к циклической интриге), детективная (реализующая кумулятивно-детективную интригу), товарищеско-полицейская (лиминальная интрига), «Шланговская» (вновь лиминальная) и энигматическая интриги. Первые четыре интриги демонстрируют «сбои», провоцируя нас к более основательному исследованию последней, энигматической интриги.</p> <p>Выводы. Роман Т. Пинчона «Внутренний порок» отражает постмодернистскую сущность письма, разрушающую привычное течение нарративных интриг, в то же время являясь текстом с конвергентной авторской стратегией наррации: субъекты референтной и коммуникативной сторон романа сходятся в диалоге, разрешающем завесы тайны бытия.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/395СЕМАНТИКА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ СПЕКТР ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ПРОЗЕ РУБЕЖА ХХ–ХХI вв.2024-12-05T07:29:30+00:00Е. В. Алексеевичyevgeniyalex@rambler.ru<p>Постановка проблемы. Образ «маленького человека» в русской прозе рубежа XX–XXI вв. представляет собой сложный и многоаспектный литературный тип, который продолжает эволюционировать параллельно с историческими процессами, социокультурными переменами и литературными тенденциями. Вопрос о том, как изменяется семантика и функциональный спектр данного образа в произведениях современных авторов, требует детального анализа.</p> <p>Целью данной статьи является анализ семантики и функционального спектра образа «маленького человека» в русской прозе конца XX – начала XXI в. Статья посвящена исследованию эволюции данного типа в различных литературных парадигмах, а также анализу социокультурной ситуации, повлиявшей на его формирование.</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. В рамках исследования мы ссылаемся на научные работы О.Р. Хомяковой, Е.В. Крикливец, J. Radosz.</p> <p>Методологическая основа исследования включает использование сравнительно-типологического и культурно-исторического методов для сопоставительного анализа типа «маленького человека» и его функционального диапазона в разных художественных парадигмах.</p> <p>Результаты исследования. Исследование показывает, что в реалистической парадигме «маленький человек» предстает как жертва социальной несправедливости, демонстрирует трудности адаптации к меняющейся реальности, отражает внутренние психологические травмы и переживания. В модернистском дискурсе персонажи становятся антигероями или приспособленцами «системы». Они часто являются карикатурными и символическими образами,<br>которые служат инструментом критики социальных и политических реалий. В постмодернистской эстетике образ «маленького человека» приобретает абсурдные черты и маргинализируется, отражая утрату традиционных ценностей и моральное разложение общества.</p> <p>Выводы. Литературный тип «маленького человека» в русской прозе рубежа XX–XXI вв. демонстрирует значительное расширение семантики и функционального спектра, подробно отражая как внутренние кризисы представителей эпохи, так и внешние социокультурные и политические изменения. «Маленький человек» продолжает быть важным литературным типом, который позволяет исследовать и интерпретировать сложные аспекты человеческого су-<br>ществования и общественного устройства сквозь призму авторского сознания.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/396МИФОЛОГЕМЫ МОСКВЫ, ИЛИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ ТЕКСТ ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО2024-12-05T07:37:38+00:00М. А. Биппертma_bippert@list.ruА. Э. Морозangelafrost@inbox.ru<p>Постановка проблемы. Проблема исследования заключается в выявлении и анализе преемственности мифологем московского текста в русской литературе XXI в. Несмотря на значительное внимание к петербургскому тексту в литературоведении, московский текст остается менее изученным, хотя он также представляет уникальный набор символов и архетипов, раскрывающих культурные и духовные особенности столицы.</p> <p>Целью работы является изучение мифологем, образующих мифопоэтику московского текста в литературе. Анализируется, как эти символы и архетипы формируют образ Москвы как культурного и духовного центра России, а также каким образом они находят отражение в произведениях А. Рубанова, Р.В. Сенчина, С. Минаева и И. Шипнигова.</p> <p>Методология. В исследовании применяются методы литературного и культурологического анализа, включающие изучение символов, архетипов и мифологем, представленных в произведениях. Особое внимание уделено сопоставительному анализу московского текста и национального мифа о Москве. Использованы историко-культурный подход и анализ концепта «Москва – Третий Рим» в контексте литературной и исторической традиции.</p> <p>Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что мифологемы московского текста формируются через мифы о Москве как Третьем Риме, крепости, лабиринте. Эти мифологемы не только отражают уникальные аспекты восприятия столицы, но и укоренены в национальной идентичности и религиозной традиции. Особую значимость имеет миф «Москва – Третий Рим», который подчеркивает роль столицы в сохранении традиций России и ее<br>значение как культурного центра.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/397ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ БИБЛИОНИМОВ INTRA В ПОВЕСТИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА ВТОРОГО ПОРЯДКА» Е.Ю. ЛУКИНА2024-12-05T08:14:45+00:00В. В. Дащинскийdashchinskiy.vlad@mail.ru<p>Постановка проблемы. Произведения «Баклужинского цикла» волгоградского писателяфантаста Е.Ю. Лукина – это серия социально-психологических экспериментов, отвечающих на вопрос «а что, если?». Применительно к «Педагогической поэме второго порядка» (2012) вопрос можно сформулировать так: что будет с государством и обществом, если у власти окажутся любители ролевых игр по мотивам книг? В статье рассматриваются библионимы intra –заглавия иноавторских произведений, присутствующие в художественном мире текста (латинский индекс «intra» призван отличить этот вид заглавия от названия всего текста или названий<br>его частей).</p> <p>Цель статьи – анализ функциональной и смыслообразующей роли заглавий произведений, упоминаемых в тексте повести.</p> <p>Обзор научной литературы по проблеме. Отдельным аспектам творчества Е.Ю. Лукина посвящены статьи О.О. Путило. Анализ библионимов в структурно-семантическом, типологическом и прагматическом аспектах нашел отражение в работах Л.А. Климковой, Н.Н. Устиновой, Н.Б. Бугаковой. Библионимы волгоградского писателя объектом исследования не становились.</p> <p>Методология. Основными методами исследования являются описательно-аналитический, аспектный, представленный: а) функциональным; б) тематическим; в) контекстуальным; г) интертекстуальным анализом.</p> <p>Результаты исследования. Тотальная «игровизация» действительности рискует обернуться размытием онтологических критериев, неразличением игры и жизни. Е.Ю. Лукин иллюстрирует принцип «запретный плод сладок» (на примере изъятия государством классической литературы из школьной программы) и показывает, к чему ведут управленческие решения по насильственному внедрению в жизнь общества определенной субкультуры.</p> <p>Выводы. Библионимыintra активно участвуют в смыслообразовании повести, создании эстетических, философских оппозиций. Библионимыintra выполняют информативную, текстообразующую, сюжетообразующую и др. функции.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##https://sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/398«БАЛЛАДА О ТОВАРИЩЕ»: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРОВЫХ ПРЕЛОМЛЕНИЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ПОЭЗИИ А.Т. ТВАРДОВСКОГО2024-12-05T08:24:44+00:00К. А. Суровцеваkris.surov@yandex.ru<p>Постановка проблемы. В работе рассматриваются особенности художественной структуры «Баллады о товарище» (1941) А.Т. Твардовского в перспективе политики и поэтики памяти; делается вывод о глубоком соответствии исторической поэтики баллады тем целям коммеморации, которые ставил перед собой поэт.</p> <p>Цель статьи – рассмотреть «Балладу о товарище» в исторической ретроспективе жанра, сопоставить произведение XX в. с прецедентными текстами классического периода, показать преемственность Твардовского относительно канона, равно как и продиктованные раннесоветской эпохой расхождения с ним.</p> <p>Методология. Работа выполнена на пересечении нескольких продуктивных аналитических подходов – исторической поэтики, жанрологии как ее слагаемого, современных исследований коммеморативного аспекта культуры.</p> <p>Результаты исследования. В «Балладе о товарище» А.Т. Твардовского структура диалогово-ролевого треугольника баллады модифицирована. При сохранении функций миропорядка (фронт) и подвижного героя (раненый солдат, образ которого восходит к погибшему солдату баллад на сюжет «Леноры» Бюргера) существенно изменена позиция героя, делающего роковой выбор. В рассматриваемом случае выбор героини продиктован скорее эпико-героическим заданием и не может квалифицироваться как самоутверждение в духе трагики.</p> <p>Выводы. В рассматриваемом произведении сосуществуют элементы эпоса, баллады и элегии, придающие теме памяти, столь значимой для Твардовского, глубокую историко-поэтическую ретроспективу, архитекстуальность.</p>2024-12-01T00:00:00+00:00##submission.copyrightStatement##