АНАКРЕОНТИКА А. КОБЕНКОВА
Аннотация
Постановка проблемы. Актуальность статьи диктуется, во-первых, необходимостью проследить линию традиции в восприятии античных этико-эстетических ценностей в сознании поэта рубежа ХХ–ХХI вв. Во-вторых, кобенковская поэтика и сложная система репрезентации авторского «я» противоречат репутации анакреонтики как «легковесной» развлекательной поэзии. В-третьих, стихотворения А. Кобенкова рекомендованы для изучения в региональных
программах по литературе, что делает его творчество востребованным для широкого круга читателей. Отсутствие литературоведческих исследований поэтического наследия А.И. Кобенкова определяет аспект новизны предлагаемой публикации.
Цель статьи – рассмотреть восприимчивость к анакреонтическому гедонизму и античной гармонии в целом лирического сознания А. Кобенкова, за которым закрепилась репутация «грустного» поэта, а также выявить особенности его поэтического языка.
Материалом статьи выбраны стихотворения сборника «Строка, уставшая от странствий…».
Методология исследования. Для анализа цикла предпочтительной оказалась методология системного анализа, предложенная И. Пригожиным и В.И. Тюпой, а в отдельных моментах акцентирован жанровый, мотивный и феноменологический подходы к исследованию художественного текста.
Обзор научной литературы по проблеме. Теоретические аспекты анакреонтики были рассмотрены в трудах по истории античной литературы Г.А. Гуковского, в словарных статьях Е.М. Пульхритудовой и И.В. Шталь.
Результаты исследования. Анализ цикла показал, что гедонизм и эстетизм у поэта оспорены ощущением хрупкости гармонии и краткости жизни. Анакреонтические мотивы обеспечивают поэту короткую передышку перед вступлением в завершающую экзистенциальную стадию жизни, меняющую темы мысли, эмоции. Лирическое сознание поэта в анакреонтике набирается сил для привычного существования в трагическом мире.