МИФОЛОГЕМЫ МОСКВЫ, ИЛИ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МОСКОВСКИЙ ТЕКСТ ПРОДОЛЖАЕТ ТРАДИЦИИ ПРОШЛОГО
Аннотация
Постановка проблемы. Проблема исследования заключается в выявлении и анализе преемственности мифологем московского текста в русской литературе XXI в. Несмотря на значительное внимание к петербургскому тексту в литературоведении, московский текст остается менее изученным, хотя он также представляет уникальный набор символов и архетипов, раскрывающих культурные и духовные особенности столицы.
Целью работы является изучение мифологем, образующих мифопоэтику московского текста в литературе. Анализируется, как эти символы и архетипы формируют образ Москвы как культурного и духовного центра России, а также каким образом они находят отражение в произведениях А. Рубанова, Р.В. Сенчина, С. Минаева и И. Шипнигова.
Методология. В исследовании применяются методы литературного и культурологического анализа, включающие изучение символов, архетипов и мифологем, представленных в произведениях. Особое внимание уделено сопоставительному анализу московского текста и национального мифа о Москве. Использованы историко-культурный подход и анализ концепта «Москва – Третий Рим» в контексте литературной и исторической традиции.
Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что мифологемы московского текста формируются через мифы о Москве как Третьем Риме, крепости, лабиринте. Эти мифологемы не только отражают уникальные аспекты восприятия столицы, но и укоренены в национальной идентичности и религиозной традиции. Особую значимость имеет миф «Москва – Третий Рим», который подчеркивает роль столицы в сохранении традиций России и ее
значение как культурного центра.