ХАРАКТЕРИСТИКИ СГЕНЕРИРОВАННОГО ТЕКСТА: ЯЗЫКОВОЙ И СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ
Аннотация
Постановка проблемы. В современном информационном пространстве огромный массив текстов распространяется и обращается в среде Интернета. Этот процесс существенным образом изменил способы взаимодействия людей и с развитием научно-технического прогресса привел к появлению искусственного интеллекта (ИИ). «Способности» последнего к самообучению и диалогу, особенно в сфере вербальной коммуникации, поставили вопрос об иден-
тификации сгенерированного текста на фоне естественных текстов, созданных человеком, и в сравнении с ними.
Исследование виртуального «поля» применения языка в режиме генерирования текстов становится актуальным, соотнесенным с запросами общества. К.А. Студеникина, Н.А. Багрова, Р.Е. Тельпов и С.В. Ларцина, А.Р. Айдагулова и др. изучают их с целью выявления совокупности специфических особенностей, а нейросеть – на предмет ее лингвистического потенциала.
Цель исследования – исчислить языковые характеристики текстов, сгенерированных искусственным интеллектом, расширив их список, а также определить перспективы анализа коммуникативной рамки – обстоятельств и процесса их производства. Авторами статьи проведен анализ искусственных текстов, сгенерированных по одной из тем, которая представлена в УМК под редакцией М.М. Разумовской (8-й класс). Материалом для наблюдений стали
12 текстов в жанре сочинения, созданные ботами ChatGPT4, анализ помогли обеспечить метод пофакторного анализа речевого жанра и методики тема-рематического и семантического анализа текста/высказывания.
Результаты анализа. Список известных к настоящему времени особенностей сгенерированного текста расширен пятью характеристиками грамматической, тема-рематической и жанровой природы. Анализ организации коммуникации в процессе генерирования текста, в свою очередь, выявил разнородность состава ее участников (человек и «ИИ-коммуникант»); трансформацию инициативной реплики пользователя в жанр промпта; в репликах ИИ-
коммуниканта – наличие модуса предположения как сигнала о потенциальной возможности альтернативных ответов; перспективность применения теории коммуникативных неудач к рассматриваемому объекту.
Выводы. Список известных к настоящему времени особенностей сгенерированного текста расширен пятью характеристиками грамматической, тема-рематической и жанровой природы, наличие которых проиллюстрировано языковым материалом.