ТРАГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЕЛЕНЫ СПАРТАНСКОЙ в ОДНОИМЕННОЙ ПЬЕСЕ Э. ВЕРХАРНА

  • Л.В. Семченко
Ключевые слова: художественная рецепция, мифология, миф, античная литература, ли¬тература XX века, Э. Верхарн, троянский миф, Елена Прекрасная, мотив, мотивный комплекс

Аннотация

Рецепция античного материала является одной из ведущих тенденций в современном ли­тературоведении. Исследователи рассматривают трансформацию известных мифологических сюжетов, освоение классических образов в литературном наследии, предлагая свои методы анализа и интерпретации мифа. Так, учеными выделяется символическая концепция Э. Касси-рера, структуралистская К. Леви-Строса, эстетическая А.Ф. Лосева. Широкое распростране­ние в настоящем антиковедении получают метод психоанализа и гендерный подход, что позво­ляет выделить новые типы художественной рецепции.

Особое место в мировой литературе занимает античный цикл мифов о Троянской войне, ко­торый привлекал писателей разных эпох и направлений. И одним из самых интересных и неод­нозначных троянских образов для художников остается образ Елены Прекрасной. Спартанская царица невероятно красива, но ее красота обладает не созидательной, а разрушительной силой. Героиня и восхищает, и вызывает ненависть. Так, еще в Античности образ Елены становится ам­бивалентным. Вследствие этого существуют разные оценки поведения известной красавицы, ее роли в развязывании кровопролитной Троянской войны, соответственно, формируются разные линии в интерпретации образа, которые находят свое развитие и в литературе XX века.

Цель данной статьи - проанализировать рецепцию образа Елены Прекрасной в трагедии бельгийского писателя и поэта Эмиля Верхарна «Елена Спартанская» («Helena de Sparte»,1909). Основными методами исследования являются рецептивный метод, сравнительно-исторический и метод мотивного анализа.

Э. Верхарн впервые рисует трагический образ Елены Прекрасной. Спартанская царица становится жертвой собственной красоты, сила которой у нее самой вызывает страх. Верхар-новская героиня способна духовно эволюционировать, менять свои предпочтения и взгляды. Образ Елены становится символом совершенной красоты - внутренней и внешней. Тесно свя­зывая мифологический сюжет с современностью, писатель снимает с Елены обвинения в раз­вязывании войны, представляя героиню жертвой политических интриг.

Биография автора

Л.В. Семченко

Семченко Людмила Витальевна, студентка магистратуры института фило­логии и языковой коммуникации, Сибирский федеральный университет

Опубликован
2018-01-31
Раздел
Зарубежная литература