ТЕАТР ИДЕЙ И БЕСКОНЕЧНЫЙ ПЕРФОМАНС ИСТОРИИ: ПОЭТИКА РОМАНА ВЛ. ШАРОВА «РЕПЕТИЦИИ»
Аннотация
Историка и писателя Владимира Шарова волновала проблема исторической памяти, ее сохранности на фоне трагически повторяющихся событий российской истории. Считая заимствование идей, готовых сценариев общественного развития и их искусственное внедрение на русской почве гибельным, автор ставит вопрос о выборе собственного пути народом и каждой отдельной личностью.
В статье рассматривается поэтика романа «Репетиции» сквозь призму развития идеи богоизбранности русского народа и мифологемы Второго пришествия Христа. Анализируя
исторические сценарии, репрезентируемые тремя нарраторами, мы проследили их реализацию в жизни замкнутой общины, секты, случайно созданной французским комедиографом Сертаном. Слишком буквальное понимание своих ролей в постановке по Евангелию от Матфея, излишняя перфомативность превращают жизнь сектантов в замкнутый круг репетиций, сменяющихся массовыми убийствами. Желание разорвать этот круг появляется у героя лишь при осознании возможности самостоятельно строить свою судьбу, не порывая с собственным прошлым.
При написании статьи использованы методы мотивного, семиотического, интертекстуального и дискурсного анализа.