ТЕАТР ИДЕЙ И БЕСКОНЕЧНЫЙ ПЕРФОМАНС ИСТОРИИ: ПОЭТИКА РОМАНА ВЛ. ШАРОВА «РЕПЕТИЦИИ»

  • М.В. Ларина
Ключевые слова: Владимир Шаров, «Репетиции», карнавализация истории, мифологема Второго пришествия Христа

Аннотация

Историка и писателя Владимира Шарова волновала проблема исторической памяти, ее сохранности на фоне трагически повторяющихся событий российской истории. Считая заимствование идей, готовых сценариев общественного развития и их искусственное внедрение на русской почве гибельным, автор ставит вопрос о выборе собственного пути народом и каждой отдельной личностью.
В статье рассматривается поэтика романа «Репетиции» сквозь призму развития идеи богоизбранности русского народа и мифологемы Второго пришествия Христа. Анализируя
исторические сценарии, репрезентируемые тремя нарраторами, мы проследили их реализацию в жизни замкнутой общины, секты, случайно созданной французским комедиографом Сертаном. Слишком буквальное понимание своих ролей в постановке по Евангелию от Матфея, излишняя перфомативность превращают жизнь сектантов в замкнутый круг репетиций, сменяющихся массовыми убийствами. Желание разорвать этот круг появляется у героя лишь при осознании возможности самостоятельно строить свою судьбу, не порывая с собственным прошлым.
При написании статьи использованы методы мотивного, семиотического, интертекстуального и дискурсного анализа.

Биография автора

М.В. Ларина

Ларина Мария Валерьевна – магистрант кафедры филологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2020-05-30
Раздел
Литературоведение