ХАРАКТЕРИСТИКА «ИНСТАГРАМА» ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА: ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

  • Асрори Шахноза
  • Е.В. Осетрова
Ключевые слова: «Инстаграм» (Instagram), средства массовой информации, ассоциа- тивный эксперимент, социальная сеть, стимул, реакция, этическая норма.

Аннотация

Социальные сети развивают функцию массового информирования населения, становясь своеобразными «народными» медиа, берут на себя ведущую роль в осведомлении интернет-пользователей. Это определяет постановку проблемы в границах предпринятого анализа, цель которого – выяснить представление интернет-пользователей об одной из самых популярных
социальных сетей «Инстаграм» (Instagram) по данным лингвистического эксперимента. Научную базу исследования формируют работы, посвященные профессионально-этическим нормам в современных медиа, а также лингвистические труды, развивающие методологию ассоциативного эксперимента. Материалом исследования послужили результаты цепочечного ассоциативного эксперимента (сентябрь 2020 г., Красноярск, респонденты – пользователи «Инстаграма» 20–45 лет). В результате выявленные реакции фиксируют отношение интернет-пользователей к данной социальной сети как к средству массовой информации. Данные реакции характеризуют «Инстаграм» в трех аспектах: параметры его связи с массовой аудиторией (доступность, доверие, недостоверность); формально языковые качества контента (сленг, жаргон, безграмотность); его содержание, касающееся основных аспектов существования человека – физического, душевного и социального.
Итоговый вывод и авторский вклад в исследование новейших языковых концептов определены следующим. Специфика субъективного отношения к данной социальной сети выражена в обобщающей ассоциации эмоциональность, которая детализирована большим количеством оценочных реакций, противоположных по знаку. Жестокость / агрессия как квалифицирующие характеристики контента «Инстаграма» в совокупности с его формальными языковыми признаками – безграмотностью, нецензурной лексикой, сленгом и жаргоном – явно отрицательны. Одновременно в сознании интернет-пользователей «Инстаграм» – это средство массовой информации, предоставляющее самую разнообразную содержательную информацию, вызывающее естественный интерес пользователей. С этим связано то, что названные отрицательные характерис-
тики компенсированы большим количеством положительных реакций: более 50 % из них имеют положительную оценку в структуре значения (от доступности до красоты и культуры).

Биографии авторов

Асрори Шахноза

Асрори Шахноза – магистрант филологического факультета, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Е.В. Осетрова

Осетрова Елена Валерьевна – доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и методики, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Опубликован
2020-11-30