«ЛЮБОВЬ» КАК ЦЕННОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ «ПЕДАГОГ» КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Аннотация
Постановка проблемы. В статье рассматривается ассоциативное поле «Любовь» и обосновываются причины количественных и качественных различий любви как ценности в языковом сознании педагогов Красноярского края. Специфические черты регионального языкового сознания выявляются в результате сопоставления данных прямого и обратного порядка базы данных первого ассоциативного словаря профессиональной группы «педагог» на основе массового ассоциативного эксперимента с количеством испытуемых 2500 человек (АСП). Материалы обратного ассоциативного словаря (от реакции к стимулу) демонстрируют top-75 слов с наибольшим количеством ассоциативных связей, представляющих собой перечень базовых ценностей и профессиональных доминант испытуемых, называемых «ядром языкового сознания». Ассоциативные поля ядра языкового сознания являются основой для описания ценностной картины мира данной профессиональной группы.
Цель работы – выявление ценностных представлений о любви в языковом сознании сибирских педагогов.
Для достижения поставленной цели проведен анализ ассоциативного поля «Любовь», выявлены специфические черты профессионального языкового сознания.
В результате анализа мы пришли к следующему выводу: выявленные ассоциации языкового сознания педагогов Красноярского края позволяют утверждать, что любовь является одной из ценностных доминант данной профессиональной группы и содержит концептуальное ядро, тесно связанное с понятиями чувство, семья, дети. Профессиональные представления современного учителя о любви отразились в немногочисленных понятиях: Чехов, дело, патриотизм, книга и др.